Работа по профориентации
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей. Поэтому важным этапом в жизни любого человека является профессиональное самоопределение.
В нашей школе сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется как через урочную, так и внеурочную организацию деятельности.
Цель работы: содействие в профессиональном самоопределении школьников, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности, с учетом социально-экономической ситуации.
Задачи:
- Формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
- Формировать осознание учащимися своих интересов, способностей; умение адекватно оценивать личностные возможности;
- Формировать представления о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии;
Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. При выборе профессии, научиться разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда. В результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору, а именно: информация о себе, о профессиях, о рынке труда, об образовательных организациях и путях получения профессии.
Проводится изучение индивидуально-личностных особенностей, способностей и профессиональных предпочтений обучающихся. По результатам диагностики педагогом-психологом проводятся консультации для всех участников образовательного процесса.
В итоге обучающийся получает перечень профессий, которые являются предпочтительными, исходя из его личностных особенностей, с учетом оценки состояния здоровья. А также выпускники получают информационную поддержку: как развивать те или иные качества, способности, навыки и умения; самопрезентация, навыки составления резюме; навыки делового общения, ведения конструктивного диалога; борьба со стрессом; перспективы профессионального роста и карьерного пути, сведения об образовательных организациях профессионального образования и многое другое.
Формы работы различны: индивидуальная, групповая, фронтальная. Занятия проводятся в активном формате: игры, дискуссии, тренинги, конкурсы, викторины, занятия с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний, а также профессиональные пробы.
Наша школа сотрудничает с образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, Центром занятости населения г. Петрозаводска, с Автономными Некоммерческими Организациями, участвует в профориентационных проектах и мероприятиях.